Радость познания связанная с изучением родного языка

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Л.В.  ТОРОПЧИНА, к.ф.н.,
заслуженный учитель РФ,
гимназия № 1549,
г. Москва

Программа элективного курса

10–11-е классы

В течение нескольких лет в 10–11-х классах ведется курс русского языка, являющийся частью филологического образования и принципиально отличающийся от аналогичного курса в 5–9-х классах. В старших классах объективно существует потребность сблизить преподавание русского языка и литературы. В процессе обучения в 10–11-х классах ученики, опираясь на полученные ранее знания, осваивают основные культурные ценности, отраженные в языке или постигаемые с помощью языка. В курсе русского языка в старших классах заложены возможности повышения учениками их лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции, формирования своего взгляда на ряд проблем.

Опорной, ключевой единицей курса русского языка является текст. Анализ текста с учащимися способствует созданию на занятиях развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции, без чего невозможен процесс совершенствования речи.

Текст, являясь категорией, которая показывает «язык в действии», создает условия для осуществления функционального подхода при изучении языковых явлений.

Анализ текста позволяет:

– обеспечить взаимосвязь в изучении слова и текста;
– ликвидировать разрыв между изучением языка и обучением речи;
– обеспечить реализацию как внутрипредметных (межуровневых), так и межпредметных связей (в первую очередь курсов русского языка и литературы);
– усилить внимание к вопросам воспитания в процессе обучения.

Таким образом, учитель, ведущий уроки и занятия элективных курсов по русскому языку в старших классах, должен создавать условия для текстоориентированного подхода при обучении языку и речи. Старшеклассники учатся использовать эти знания в речевой практике, при подготовке к сочинениям и изложениям, а также к написанию ЕГЭ по русскому языку, который предполагает выявление знаний в различных областях языка, в том числе и речеведческих (текст: основная мысль, средства связи, типы и стиль речи, использование языковых средств); владение нормами литературного языка; умение анализировать текст (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ); умение создавать текст в жанре рецензии или эссе.

Элективный курс «Лингвистический анализ текста» предполагает углубленную работу с разными видами текста, ориентированную на успешное овладение школьниками русским языком и подготовку их как к школьной аттестации, так и к поступлению в высшие учебные заведения.

Курс «Лингвистический анализ текста» рассчитан на два учебных года, на него отводится один час в неделю (всего по 34 часа в каждом учебном году). Он содержит три раздела: теоретический, практический и творческий.

Теоретический раздел (на него отводится 8 часов в 10-м классе и 2 часа в 11-м классе) предполагает анализ ключевых понятий, связанных с текстоведением, а также изложение общих принципов и идей лингвистики, знакомство с различными точками зрения на вопросы языка и речи ученых-языковедов. Этот раздел также знакомит с лингвистическими словарями и справочниками, что поможет углубить знания, совершенствовать навыки работы со справочной литературой (последнее, бесспорно, пригодится учащимся в период обучения в вузах). Овладение теорией текстоведения необходимо и для ответа на ряд вопросов ЕГЭ. Например, какие средства выразительности используются в тех или иных предложениях; что называется градацией (оксюмороном, метафорой, синекдохой); что такое тропы и т.п.

Опираясь на полученные (или освеженные в памяти) теоретические знания, школьники могут приступать к практическому разделу курса, т.е. к непосредственному анализу текстов, предложенных учителем. Тексты взяты из художественной и публицистической литературы, а также из поурочных разработок по русскому языку для 10–11-х классов, дидактических материалов и материалов ЕГЭ по русскому языку (часть 2). На этот раздел отводится 13 часов в 10-м классе и 19 часов в 11-м классе. Занятия-практикумы имеют цель помочь ученикам в овладении навыками речеведческого анализа текста по конкретному плану (см. памятку анализа текста в книге: Потемкина Т.В. Поурочные разработки к учебнику Власенкова, Рыбченковой «Русский язык. 10–11-е классы». М.: Материк-Альфа, 2004. С. 135–136), а также в закреплении навыков правописания.

Для анализа можно использовать тексты с пропущенными орфограммами и знаками препинания, а также тексты диктантов, диктантов с творческим заданием (выборочный диктант, диктант с продолжением) и изложений (подробных, выборочных, сжатых), изложений с дополнительным творческим заданием. Тексты можно взять из книг: Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. М.: Айрис-пресс, 2001; Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Тематическое планирование на основе учебника-практикума «Русский язык для старших классов». М.: Вербум-М, 2002. Можно использовать тексты материалов ЕГЭ (часть 2) и тексты изложений, предлагаемых на экзамене по русскому языку и литературе в 11-м классе.

На занятиях-практикумах возможно использовать как групповые, так и парные и индивидуальные формы работы с учениками. Разнообразие форм работы не только сделает занятие более интересным, но и поможет – что очень важно! – выявить сильные и слабые стороны навыков речеведческого анализа текста и правописания каждого ученика. На этом основании ученики смогут составить с помощью учителя план индивидуальной работы с материалом, вызывающим те или иные затруднения.

Творческий раздел состоит из двух частей: «Сочинения различных жанров как вид текста» (по 8 часов в каждом классе, всего 16) и «Исследовательская деятельность учащихся в области текста» (по 5 часов в каждом классе, всего 10). Первый раздел предполагает в 10-м классе обучение умению анализировать темы, составлять различного вида планы, выбирать эпиграфы, прорабатывать варианты вступления и заключения, работать с ключевыми словами, отбирать необходимые цитаты. Старшеклассники работают над редактированием черновиков, над само- и взаиморецензированием сочинений. В 11-м классе на семинарах и дискуссиях закрепляются полученные навыки, уделяется внимание содержательному и стилевому единству сочинения, работе со словом, его ролью в тексте. Еще раз прорабатываются памятки по написанию сочинений различных жанров, анализируются экзаменационные сочинения, написанные выпускниками прошлых лет.

Исследовательская деятельность учащихся предполагает написание рефератов и исследовательских работ, связанных с комплексным анализом самостоятельно выбранного текста (текстов). Темы этих работ различны, например: «Выявление особенностей стиля писателя на основе анализа художественных текстов», «Редактирование текста», «Особенности современного развития языка (на основе анализа текстов устной и письменной речи)» и т.п. Заключительным занятием курса могут стать дискуссия по теме «Что такое радость познания, связанная с изучением родного языка, русского слова», а также обсуждение исследовательских работ учеников.

Планирование занятий в 10-м классе
(34 часа в году)

1. Текст. Ключевые понятия текста – 8 часов.

– Текст как речевое произведение. Обобщение и углубление изученного – 2 часа.
– Текст. Ключевые понятия текста – 4 часа.
– Контрольная работа по теоретическому материалу и ее анализ – 2 часа.

2. Анализ текста – 13 часов.

– Анализ текста. Принципы анализа. Составление памятки по анализу текста – 2 часа.
– Комплексная работа с текстом (по материалам ЕГЭ, часть 2) – 7 часов.
– Диктанты с творческим заданием. Анализ диктантов – 3 часа.
– Изложение как вид текста. Проведение изложения с творческим заданием и его анализ – 3 часа.

3. Сочинения различных жанров как вид текста – 8 часов.

– Сочинение – это тоже текст. Составление памятки к написанию сочинения – 2 часа.
– Работа над материалами ЕГЭ (часть 3), составление планов, редактирование и обсуждение сочинений, написанных учащимися, – 6 часов.

4. Исследовательская деятельность учеников (проводится в течение всего учебного года, на обсуждение ее результатов отводится 5 часов).

Планирование занятий в 11-м классе
(34 часа в году)

1. Текст как речевое произведение. Признаки текста. Схема анализа текста (повторение) – 2 часа.

2. Анализ текстов различных жанров, составление самостоятельных заданий по анализу текста. Подбор текстов для анализа – 14 часов.

3. Контрольная работа по анализу текста (по материалам ЕГЭ, часть 3) и ее анализ – 2 часа.

4. Работа над изложением с творческим заданием в жанре очерка (путевой, портретный, проблемный – по выбору учителя и учеников). Составление плана, подбор словарных материалов, определение типов и стиля речи, выполнение творческого задания. Анализ изложений учащихся – 3 часа.

5. Работа над сочинениями различных жанров (по материалам ЕГЭ, часть 3, и экзаменационным темам предшествующих лет). Само- и взаиморецензирование – 8 часов.

6. Исследовательская деятельность учащихся: составление планов работы, работа с научной и справочной литературой, со словарями, проведение анкетирования как элемента исследования и т.д. (в течение учебного года). Обсуждение и защита исследовательских работ – 5 часов.

 



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Что такое радость познания, связанная с изучением науки о Поделки дети наше будущее

Радость познания связанная с изучением родного языка Радость познания связанная с изучением родного языка Радость познания связанная с изучением родного языка Радость познания связанная с изучением родного языка Радость познания связанная с изучением родного языка Радость познания связанная с изучением родного языка