Закрыть ... [X]

Психологическая коррекция психологом в школе

Рейтинг:   / 2

ПлохоОтлично 

Начало обучения ребенка в школе — сложный и ответ­ственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. В среднем привыкание ребенка к школе имеет продолжительность от 3 меся­цев до 1,5 лет.

Условия психологической адаптации ребенка к школе многообразны.

Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. Впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обя­занностями и социально-общественным долгом. Учитель выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему себя вести, что и как делать.

Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей дея­тельности. С приходом в школу дети начинают овладевать учебной деятельностью: школьники должны «научиться учиться», т. е. запоминать учебный материал, формулиро­вать ответ, решать задачу. Ребенок становится обязанным делать то, что ему не всегда хочется делать; он должен произвольно контролировать свое поведение, стабильно дер­жать активное внимание на уроке. Таким образом, учеб­ная деятельность основана на развитых навыках произволь­ного поведения ребенка.

В-третьих, важным фактором психологической адапта­ции ребенка к школе выступает его социальное окруже­ние: учитель, класс, семья. От отношения учителя к ребен­ку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Успешность адаптации ребенка к школе зависит также и от того, школе насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников. Семейная ситуация, в которой оказывается ребенок в начале своего обучения в школе, также имеет большое значение.

В-четвертых, одной из острых проблем обучения в на­чальной школе выступает проблема сдерживания двига­тельной активности инициативного ребенка и наоборот, активизации вялых и пассивных детей. Учитель стремит­ся сформировать некий оптимальный уровень активности ребенка, способствующий хорошему усвоению учебного материала, длительному поддержанию активного внима­ния, сосредоточенности, концентрации.

В-пятых, успешная адаптация ребенка к школе, его полноценное включение в учебно-воспитательный процесс связана с необходимостью укрепления психики ребенка, с развитием его мышления и эмоционально-волевой сферы, с нейтрализацией страхов и эмоционально-отрицательных переживаний. Необходимо развивать «комплекс произволь­ности» — умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на произвольные волевые и ин­теллектуальные усилия.

Школьные требования достаточно однозначны. Что це­нит и что оценивает школа в детях? Отвечая на этот воп­рос, необходимо помнить о школьных правилах, влияющих на реальные оценки достоинств ученика, которые мож­но сгруппировать в три основные группы.

I. Дисциплинарные правила, требующие обязательного выполнения и не нуждающиеся в подробных инструкци­ях, показе того, как надо это делать. К примеру: открыть учебник на стр. 11, списать с доски все примеры, отсту­пить две клеточки, дома выполнить именно заданное уп­ражнение, принести линейку...

П. Навыковые правила, требующие от ребенка как мож­но более тщательного подражания действиям учителя, точ­ного копирования его образцов. В отличие от умения вы­полнять дисциплинарные команды умение действовать по правилам требует довольно долгого обучения в условиях совместных действий ребенка и взрослого.

Простой приказ «Пиши!», «Считай!» в начале форми­рования навыка неуместен, необходима строго дозирован­ная помощь, уменьшающаяся по мере того, как растет са­мостоятельность ребенка. Показ действия гораздо полез­ней, чем рассказ об этом действии. Показывая правильное, образцовое действие, стоит одновременно показывать и ошибки: «Надо — так, а вот так — не надо».

III. Правила мышления. В этой группе правил сосредо­точено все то новое, что только еще должно развиться у ребенка в результате школьного обучения. Необходимо от­метить: новый — научный, теоретический тип мышления не возникает автоматически. Ученик может, старательно копи­руя взрослые образцы, выучиться бегло читать, красиво и достаточно грамотно писать, хорошо считать, будет знать ответы на стандартный набор вопросов, по которым приня­то проверять знания школьников, но в нестандартных задачах обнаружит, в сущности, дошкольный тип мышления. Это говорит о том, что обучение не привело к развитию детского мышления. Школьное — теоретическое мышление в отличие от мышления дошкольного — конкретно-практи­ческого — не останавливается на результате решения зада­чи, а предполагает понимание способа ее решения.

Выполнение всех этих правил требует от ребенка нали­чия развитых учебных навыков.

Таким образом, коррекционная работа в начальной школе должна вестись по нескольким направлениям и быть связанна: с развитием мышления и эмоционально-волевой сферы, с развитием мотивации обучения и «комплекса про­извольности», с формированием навыков письма, чтения, счета и интеллектуальных способностей, с развитием сфе­ры межличностных отношений ребенка.

Важно подчеркнуть, что при проведении специфичес­кой коррекционной работы с младшими школьниками (кор­рекция учебных навыков, формирование произвольности, развитие психических процессов и т.п.), особое внимание должно уделяться коррекции личностного развития. Спе­циальные проблемы коррекции составляют такие личност­ные особенности, как неадекватность самооценки, тревож­ность, неуверенность в своих силах, отражающие повышенную эмоциональную напряженность ребенка, а также кон­формизм, пассивность, безынициативность.

Основные методы развивающего и психокоррекционного характера используемые в начальных классах школ — это игровые методы. В форме игровых методов должно про­водится и предметное обучение и психотерапевтическая/тренинговая работа. Это требование продиктовано необходимо­стью создания постоянного поддерживаемого психологичес­кого «фона» для детей, создания оптимальных психологи­ческих условий для успешного развития их личности.

Главное условие при этом — проводимые игры, заня­тия, упражнения, предъявляемый материал должны со­здавать благоприятный эмоциональный фон, стимулиро­вать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться позитивным эмоциональ­ным настроем.



Рекомендуем посмотреть ещё:



Психокоррекция в деятельности психологической службы в школе Можно ли одеть золото невесте на свадьбу

Психологическая коррекция психологом в школе Психологическая коррекция психологом в школе Психологическая коррекция психологом в школе Психологическая коррекция психологом в школе Психологическая коррекция психологом в школе Психологическая коррекция психологом в школе Психологическая коррекция психологом в школе Психологическая коррекция психологом в школе Психологическая коррекция психологом в школе

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ