Одежда у монахов буддистов

5-034В данной статье сделана попытка отследить истоки и причины формирования и изменения внешнего облика буддийских монахов традиций Тхеравады, Махаяны и Сото-дзен1.

Принятия монашества предполагает смену образа жизни, соблюдение специальных правил поведения и следование определенным канонам. Описание и объяснение этих об­ластей жизнедеятельности новопосвященному монаху передается устно и имеет фиксацию в канонических текстах.

В буддийской традиции каноническим текстом правил поведения, образа жизни и внешнего вида для монахов/монахинь является «Виная» (Vinaya)2. В большинстве традиций буддизма дисциплинарные правила на 80 % совпадают. Древнейший корпус текстов Винаи принадлежит к традиции Тхеравада.

Традиция Тхеравада

Каноническим текстом этой буддийской традиции являются Виная-питака3. Это - сбор­ник текстов, касающихся правил поведения в повседневной жизни сангхи4 - общины бхиккху (получивших посвящение монахов) и бхиккхуни (получивших посвящение монахинь). В него входит полный набор правил сангхи, а также истории происхождения каждого правила и подробное описание того, как Будда решал вопрос сохранения общей гармонии в большой и разнородной духовной общине. Эти правила подытоживаются в разделе «Сутта Вибханга», в части «Пратимоккха», где их количество составляет для бхиккху (монаха) 227 правил и 311 - для бхиккхуни (монахини).

Традиция Махаяна

Корпус Виная традиции Махаяны открыт по большей части для монахов. В тибетской махаянской традиции не рекомендуется читать эти тексты мирянам. Такая рекомендация не является строгим запретом. Она вызвана желанием уберечь мирян от соблазна испытывать и контролировать монахов в соблюдении их монашеских обетов.

Традиция Дзен

Основной текст японской традиции Сото-дзен датируется 13 веком н.э. и носит на­звание «Себогензо (Шобогензо)» (Shobogenzo), что переводится как «Сокровищница ока истинной Дхармы». Его автором считается Мастер Доген. Правила поведения и внешнего вида монахов в наши дни описаны в коротком тексте мастера Тайсена Дешимару «Правила поведения в Доджо».

Условия и причины возникновения правил для монахов

Целью правил поведения и внешнего вида монахов была необходимость «… обеспечить долгую жизнь учению Будды, подобно тому, как нить, связывающая вместе цветочные укра­шения, обеспечивает, чтобы цветы не были рассеяны ветром».

Вот как описаны эти условия для создания правил-наставлений:

когда ментальные загрязнения (асава) дадут о себе знать в общине, возникнет не­обходимость в правилах Пратимокши.

В Бхаддали - сутте Будда перечисляет пять таких условий:

…Когда живые существа начали вырождаться, и истинная Дхарма начала исчезать … Учитель установил правила поведения как средство противодействия таким условиям… Эти условия не возникали до тех пор, пока община не стала большой (1). Но когда община стала большой, создались условия, способствующие подъему ментальных загрязнений в общине…. Когда община стала обладать большими материальными средствами (2),…высоким статусом в обществе (3),…большим корпусом учения (текстов) (4),…когда община просуществовала уже долгое время (5)…

В том же тексте дано обоснование необходимости этих правил десятью причинами:

для совершенства сангхи (1), для мира в сангхе (2), для воздержания от бесстыдства (3), для удобства хорошего поведения бхикшу (4), для подавления загрязнений, относящихся к прошлой жизни (5), для предупреждения загрязнений, относящихся к будущей жизни (6), для порождения веры в неверующих (7), для усиления веры верующих (8), для утверждения истинной дхармы (9) и для воспитания учеников (10).

5-035-d0bad0bed0bfd0b8d18fВ комментарии к тексту «Буддийский монашеский кодекс» причины классифицируются на три типа:

Первые два являются внешними: обеспечить мир и правильное поведение внутри соб­ственно сангхи и воспитывать и защищать веру среди мирских последователей буддизма. Причины третьего типа являются внутренними: помочь контролю и предотвращению ментальных загрязнений у каждого отдельного монаха.

Там же оговаривается что, «… Будда не установил весь свод правил одновременно. На­против, он формулировал правила одно за другим, в ответ на отдельные конкретные со­бытия. В каноне сохранились все случаи, по поводу которых было сформулировано то или иное правило, и часто знание этих «историй происхождения» может помочь в понимании смысла того или иного правила».

Правила, касающиеся монашеского одеяния.

Среди правил-наставлений обозначена часть правил, касающихся непосредственно монашеского одеяния: его владением, изготовлением и ношением.

В тексте «Буддийского монашеского кодекса» даны рекомендации на: время изготовления одежды и организацию рабочего места; условия принятия и распределения одежды, кусков ткани или денег для приобретения одежды; количество одеяний, одновременно находящихся во владении у монаха; условия дарения и обмена одежды и кусков ткани для одежды другим монахам; размеры одеяния; условия ношения одежды; способ ношения одежд; достойное отношение к одеждам; степень допустимой ценности принадлежностей монаха.

Время изготовления одежды и организация рабочего места

Для изготовления одежды определялось особое время, которое так и называлось - «се­зон одежды». Оно регламентировано в главе «Об изготовлении одежды», части «Васса и катхина5 привилегии».

… Четвертый лунный месяц сезона дождей - начиная со дня после первого полнолуния в октябре и до следующего полнолуния - назывался «сезоном одежды». В ранние период существования буддийского монашества, когда большинство монахов проводило холодный и жаркий сезон в странствиях и оставались на месте только во время сезона дождей, послед­ний месяц этого сезона был идеальным временем для подготовки одежды к последующим странствиям. Это время также было самым подходящим временем для мирян, которые близко познакомились с монахами за время сезона дождей, чтобы проявить свое уважение и почитание к ним поднесением им одежды или ткани для изготовления одежды.

Условия принятия и распределения одежды, кусков ткани или денег для приобрете­ния одежды

Любая одежда, пожертвованная в определенный монастырь в течение этого периода (сезона дождей), могла быть разделена только среди монахов, которые провели в нем весь сезон дождей, и ни с каким вновь пришедшим монахом.

Если число монахов, проведших сезон дождей в определенном монастыре, превышает пять человек, они также получают право участвовать в церемонии катхина, во время которой они принимают подарки ткани от мирян, отдают их одному из своих членов и затем всей группой делают из нее одежду до рассвета следующего дня…

… Когда монах закончил изготовление одежды и его катхина-привилегия не действи­тельна, если после этого ему преподносят кусок ткани, он может принять его, если желает. Приняв его, он должен немедленно изготовить из него предмет одежды. Если ткани недо­статочно, он может хранить ее не более месяца, надеясь восполнить недостаток. Если этот срок превышен, это требует расплаты и признания….

… Если какой-либо монах выпрашивает одежду у мужчины или женщины - домохозяев, не родственных ему, за исключением надлежащих случаев, это требует расплаты и признания. Надлежащие случаи здесь таковы: одежда монаха украдена или сильно повреждена.

… За десять дней до полной луны третьего месяца Каттика в октябре, если одежда «на­стойчиво» преподнесена монаху, он может принять ее, если считает, что она преподнесена «настойчиво». Если он принял ее, он может держать ее на протяжении всего сезона одежды. После этого срока, она (хранение этой одежды) требует расплаты и признания…

… В случае, если царь, царский министр, брахман или домохозяин пошлет денежный взнос для какого-либо монаха через посланника, сказав: «Купив одежду на эту сумму, обе­спечь такого-то монаха одеждой»; и когда посланник, прибыв к монаху, сообщит ему: «Эта денежная сумма была послана для пользы уважаемого. Пусть уважаемый примет эти день­ги», тогда монах должен ответить так: «Мы не принимаем деньги, мой друг. Мы принимаем одежду (или ткань), соответствующую определенному сезону»…

Количество одеяний, одновременно находящихся во владении у монаха

Буддийским монахам разрешалось иметь только один комплект одеяний «тивара» («чи-вара», «тичевара»: с языка пали «три одеяния»): нижнюю - антаравасака (яз. Пали), сабонг (тайск. яз), верхнюю - уттора санга (яз. Пали), «внешнюю» - сангати (яз. Пали, тайск)

Дополнительные и излишние предметы одежды, для сохранения, допускалось хранить под так называемым «двойным владением». В таком случае монах формально разделял право собственности на такой предмет одежды с другим монахом, монахиней или по­слушником. Такой предмет не считался излишним предметом одежды и мог храниться неограниченно долго, однако перед использованием такого предмета двойное владение следовало отменить.

Условия дарения и обмена одежды и кусков ткани для одежды другим монахам

… Если какой-либо монах принимает одежду или ткань от монахини, не родственной ему, - за исключением случаев обмена, - это требует расплаты и признания.

… Если какой-либо монах, собственноручно отдав предмет одежды или ткань другому монаху, затем, будучи разгневанным и недовольным, будет отнимать - или отнимет - ее назад, это требует расплаты и признания.

… Если какой-либо монах, поместив ткань или предмет одежды под двойное владение с другим монахом, монахиней, послушником или послушницей, затем использует его без отмены двойного владения, то такой поступок требует признания…

… Если какой-либо монах дает монахине, не родственной ему, ткань для одежды, за ис­ключением случая обмена, такой поступок требует признания.

… Если какой-либо монах изготавливает или изготовил одежду для монахини, не род­ственной ему, такой поступок требует признания.

Размеры одеяния

… Когда какой-либо монах изготавливает ткань, которой оборачивают тело во время бо­лезни, она должна иметь стандартный размер. Стандарт здесь таков: четыре «локтя Сугаты» в длину, два локтя в ширину. Если имеется избыток, он должен быть отрезан, а нарушение признано.

… Когда какой-либо монах делает одежду для купания под дождем, она должна иметь стандартный размер. Стандарт здесь таков: шесть «локтей Сугаты» в длину, два с половиной в ширину. Если имеется избыток, он должен быть отрезан, а нарушение признано.

… Если какой-либо монах имеет одежду, по размеру равную или большую, чем одежда Сугаты, избыток должен быть отрезан, а нарушение признано. Размер одежды Сугаты здесь таков: девять «локтей Сугаты» в длину, шесть «локтей Сугаты» в ширину. Таков здесь размер одежды Сугаты6.

Условия ношения одежд

Когда монах принял новую одежду, она должна быть помечена одним из трех цветов: зеленым, коричневым или черным. Если монах использует новую одежду, не пометив ее этими цветами, то такой поступок требует признания…

… Когда монах закончил изготовление одежды и его рама разрушена (его катхина-привилегия недействительна); если после этого он живет отдельно от любой из своих трех одежд хотя бы одну ночь, - если это не утверждено монахами, - это требует признания и расплаты.

Если какой-либо монах использует одежду, выстиранную, окрашенную или вычищенную монахиней, не родственной ему, это требует расплаты и признания. монахов

Способ ношения одежды

5-036Раздел «Секхия» 26 правил относительно надлежащего поведения, фиксирует способ ношения одежды, когда кусок ткани, без дополнительного кроя, драпируется вокруг тела при помощи скручивания или узлов.

… Я буду носить нижнюю /верхнюю/ одежду, обернутую вокруг тела: это правило должно соблюдаться.

… Я буду ходить /сидеть/ хорошо одетым в людном месте: это правило должно соблю­даться.

Под выражением «хорошо одетым» здесь имеется ввиду максимально закрытым тело: шея, грудь, руки - до запястья, ноги - ниже колен на несколько пальцев (количество пальцев варьируется в зависимости от монастырских внутренних правил).

Достойное отношение к одеждам

Из главы «Об алкогольных напитках».

… Если какой-либо монах прячет или спрятал чашу, одежду, футляр для иголок или пояс другого монаха - хотя бы в виде шутки - то такой поступок требует признания.

… Если какой-либо монах намеренно обращает на себя подношения, которые предна­значались сангхе, это требует расплаты и признания…

Степень допустимой ценности принадлежностей монаха

В случае, если у мужчины или женщины - домохозяев есть ткачи, которые делают для них полотно, и если монах, определенно не приглашенный для этой цели, придет к ткачам и будет давать им указания относительно ткани, говоря: «Эта ткань, друзья, должна быть соткана для моей пользы. Сделайте ее длинной, сделайте ее широкой, сотките ее ровно, плотно, и, возможно, я вознагражу вас за это каким-нибудь небольшим подарком», - и если впоследствии монах вознаградит их каким-либо небольшим подарком, пусть даже пищей, собранной подаянием, эта ткань требует расплаты и признания.

Если неродственные монаху мужчина или женщина - домохозяева преподносят ему много кусков ткани, он может взять не больше, чем надо на верхнюю и нижнюю одежду. Если он примет больше, это требует расплаты и признания.

В случае, если мужчина или женщина - домохозяева приготовили определенную сумму денег для неродственного им монаха, думая: «Купив одежду на эти деньги, я обеспечу такого-то монаха одеждой”; и если монах, определенно не приглашенный для этой цели, придет к домохозяину и будет делать намеки относительно одежды, говоря: «Это было бы в самом деле хорошо, если бы вы обеспечили меня одеждой такого и такого образца», - из желания получить что-нибудь красивое, - тогда этот предмет одежды требует расплаты и признания.

Из главы «О сокровище».

Если какой-либо монах имеет футляр для иголок, сделанный из слоновой кости, кости или рога, то такой поступок требует признания, а футляр должен быть разбит.

Особое отношение к монашескому одеянию

Кроме «технических наставлений» в канонических текстах зафиксировано и рекомен­довано для монахов особое отношение к монашескому одеянию:

1. Одеяние как символ традиции.

Одеяние передавалось от учителя к ученику в течение тридцати трех поколений, пока не попало к Хуэй-нэну. Непосредственно передавались его форма, цвет, размеры. После этого дхармовые преемники Цин-юань и Нань-юэ, непосредственно передавая Дхарму, сшили и стали носить Дхарму патриархов7. Учение о том, как стирать и носить одеяние, было известно только тем, кто учился у наставника, непосредственно передававшего это учение...8

2. Одеяние как предмет поклонения.

… Хуэй-нэн, дзенский наставник Да-цзянь, получил одеяние от Хун-жэня на горе Ху-анмэйшань и сохранил его до конца своих дней. Это одеяние по-прежнему храниться в святилище манастыря Баолиньсы на горе Цаосишань, где он проповедовал.

Императоры одного поколения за другим просили, что бы одеяние было передано во дворец. Когда одеяние посылалось во дворец, люди поклонялись ему и совершали подно­шения. Таким образом, одеяние почитали как священный предмет…

… вы должны: поддерживать, почитать и совершать подношение одеянию, рождение за рождением, поколение за поколением…

… в том чтобы увидеть одеяние Будды, услышать его учения и совершить подношение, заслуг больше, чем в обладании мириадам миров. Быть правителем государства, в котором есть одеяние, есть рождение, наивысшее среди бесчисленных рождений и смертей. По ис­тине, это самое лучшее рождение…

5-037-d0bad0bed0bfd0b8d18f3. Одеяние как способ соответствия канону-образу.

… тот, кто непосредственно получил кашая9 от учителя, не похож на того, кто не по­лучил его. Поэтому, когда дэвы или люди получают одеяние, они должны получать одеяние истинным образом переданное патриархами10.

Принцип адаптации канонизированных одеяний монахов

Принцип адаптации канонизированных форм одежд для монахов определенной традиции состоит в корректировке изначального образа-легенды (канона-нормы) под воздействием изменения разных факторов.

К таким факторам можно отнести:

- изменение климатических условий - например, монах поменял место жительства и переехал из теплого климата в более суровый;

- дополнительные социальные условия жизни монаха - например, монах вынужден нести светскую службу в миру;

- историко-политические обстоятельства - например, смена господствующей власти и вынужденная конспирация для монахов;

- культурно-национальные особенности комплектности и вида одежд - например, дра­пированный вид одежд;

- технические возможности, которыми обладает монах для изготовления одежды -  на­пример, наличие инструментов и умение ими пользоваться;

- технологические возможности предоставляемые монаху при изготовлении (выбору) одежды уровнем развития цивилизации - например, механизированные швейные мастер­ские, промышленное массовое производство одежды.

Автором были отмечены две тенденции изменения канона внешнего вида: выборочное использование современных существующих форм и конструирование новых видов одежды. Обе тенденции ориентируются на традиционный канон внешнего вида мо­нахов по цвету, крою и сырью.

Проанализировав переводы на русский язык канонических текстов выбранных традиций буддизма, материалы по изобразительному искусству буддизма и осуществив интервьюи­рование монахов, можно сделать определенные выводы:

1.     Монашеское одеяние и в современное время является символом Традиции.

  • При посвящении в монахи-буддисты происходит обязательная торжественная передача монашеского одеяния.
  • В традиции Тхеравада (Бирма) при посвящении в монахи организуют церемонию Щинпью, которая является костюмированной инсценировкой канонической истории Будды, принца Сидхартхи Гаутамы, ушедшего из дворца в поисках Истины.

В день церемонии посвящаемых облачают в костюмы царевичей, головы увенчивают коронами. На лице рисуют круги с расходящимися лучами - символами солнца, в знак того, что династия правителей шакьев, к которой принадлежал Будда, считается «солнечной», ведущей свой отсчет от «повелителей Солнца».

  • В современных сложных политических условиях иногда монахи/монахини прибегают к десакрализации образа при сохранении обетов - «снятию одежд». Эта вынужденная мера также была предусмотрена в «Винае». Для возобновления права ношения монашеских одежд, нужно совершить особую церемонию «покаяния».

2. Из существующих сейчас традиций ношения монашеских буддийских одежд, тхеравадинская традиция является самой аутентичной.

3. В традиции Сото-дзен элементы монашеского одеяния являются символом линии преемственности патриархов11.

Ракусу12 (маленькая походная кеса или кашая) шьется вручную и имеет шелковый под­клад, на котором мастер пишет имя посвящения монаха/монахини и поименно перечисляет линию преемственности мастеров от Будды до себя. Получающий такую ракусу оказывается включенным в линию преемственности патриархов и оказывается под их защитой.

4. Канонический облик монаха-буддиста имеет региональные отличия, которые про­являются:

- в цветовом решении одежд при сохранении «номинации» «цвета земли».
Традиция Тхеравада: Таиланд, Шри-Ланка, Бирма: цвет - горчичный, коричневый, оран­жевый (городские монахи), бордо («лесная» традиция).

Традиция Махаяна: Индия, Тибет, Бурятия, Монголия, Калмыкия: цвет - оранжево-желтый и бордо.

Традиция Чань-Дзен: Китай: цвет - темно-коричневый, серый, черный. Корея: цвет - серый и бордо (узкая накидка). Япония: цвет - черный и белый.

- в комплектности и названиях монашеского набора одеяний.

5-038-d0bad0bed0bfd0b8d18f1Традиция Тхеравада:

Три одежды у монахов:

нижняя «юбка» - антаравасака (пали), сабонг (тайск яз), имеет форму малого прямоу­гольника и драпируется вокруг талии, фиксируясь накладным поясом (см. рис. 1).

верхняя накидка - утторасанга =тивара (пали)=чивон(тайск яз), имеет форму большого прямоугольника, драпируется на теле разными способами (см. рис. 2,3 и 4).

«внешняя» накидка - сангати (пали) - шьется так же как - утторасанга, но из более плотных тканей. Она играет роль верхней одежды: носится как плащ во время холодов, а в другое время - задрапированная в полосу перебрасывается через левое плечо (см. рис. 5).

К неканонической современной одежде монахов относится ангса (пали) - «безрукавка» на одно (левое) плечо, она имеет разный крой и фасон, с карманами, вырезами, допускается использование «липучки» или «молний».

5-039-d0bad0bed0bfd0b8d18fСингальские монахи вместо «безрукавки» носят рубашку с рукавами (см. рис. 6).

Вьетнамская традиция (Анам-никая) имеет отличия в одеждах монахов:

нижняя «юбка» заменена широкими свободными брюками «кангкэнг» (тайск яз), а «без­рукавка» - рубашкой с длинными свободными рукавами на 3 или 5 пуговицах - «сыа». Эти две одежд носят внутри монастыря (см. рис. 7).

На практику или церемонию поверх них одевают длинный «халат» анг-хо (см. рис. 8) и тивара на левое плечо (см. рис. 9).

Первоначально в традиции тхеравада одеяние монахини было схоже с мужским-монашеским, но имело четыре вещи, так как использовалась дополнительная рубаха, за­крывающая правое плечо. В современное время в этой традиции преемственность в линии передачи женского монашества прервана. Это отразилось и на одежде. Женщины, живущие при монастырях и ведущие монашеский образ жизни, называются «мечи» (ударение на второй слог). Они носят одежды белого цвета, отличные от монахов-мужчин.

Традиция Махаяна (см. фото 1):

img_4756rrr1

Фото 1. Геше-лхарамба Тензин Чомпель из Дрепунг Гоманга с помощником Ратной

Нижнее белье («юбка», рубашка-безрукавка), верхняя рубашка (с «крылышками» на плечах), верхняя «юбка», накидка (см. рис. 10).

В Тибете и ареале тибетского буддизма дополнительно используются особые головные уборы, монахи могут носить рубаху и штаны.

Традиция Сото-дзен (см. фото 2):

Япония: - шата (белая нижняя одежда); коломо (kolomo) (основная черная одежда) с поясом (см. рис. 11); кеса, кашая (англ. «kesaya», санскр. «kashaya»), ракуса (англ. «rakusa»).

5.  Монашеское одеяние используется как способ памятования.

В традиции Сото-дзен и по сей день кашая и ракуса изготавливается монахом вручную, по определенным требованиям и в определенных условиях. По качеству исполнения этих одеяний определяется степень концентрации и бдительности монаха.

6. При сохранении внешнего облика, канонизированная комплектность монашеской одежды одной традиции имеет склонность изменяться в зависимости от климатических условий проживания монаха.

В традиции Тхеравада, в Бирме, разрешается сезонное использование  дополнительных теплых вещей: теплых накидок, носков, свитеров с обрезанным правым рукавом, рукавиц. В традиции Махаяна, Сото-дзен допускается носить современное нижнее белье.

7. Одеяние является предметом поклонения.

  • Монашескую одежду соблюдают в чистоте и аккуратности. Если на «юбке» больше 10 заплат, одежда должна быть заменена на новую.

Одежду, которая стала непригодна для носки, в тибетской Махаянской традиции реко­мендуют оставлять в «чистых местах» (лес, поле, дерево, горы, река). В традиции Тхеравада (Бирма) такую одежду сжигают.

  • В традиции Сото-дзен существуют особые ежедневные правила хранения и одевания кесы и ракусы.

Хранить одеяния рекомендуется на алтаре в сложенном виде. Если алтаря нет - на «чистом месте» - на уровнем не ниже пояса. Запрещается кесу и ракусу класть на землю, носить на спине, заходить с ними в туалет13, оставлять надолго в неположенных местах (вне алтаря).

Ежедневный ритуал одевания состоит из двух этапов:

- свернутую кесу или ракусу снимают с алтаря двумя руками и делают поклон головой вперед, касаясь головой одеяния;

5-0401

Фото 2

- раскладывают одеяние и трижды в поклоне касаются лбом знака «сото»14. Три поклона символизируют Прибежище: Будду, Дхарму, Сангху.

После поклонов-прибежища, кесу или ракусу одевают. При снятии одеяний, ежедневный ритуал проводится в обратном порядке: снимают, делают три поклона, складывают, кладут на алтарь.

Во время медитаций (дзадзен), поводимых в зале Дхармы в монастырях, кесы и ракусы хранят на «малом» алтаре перед залом. Для таких медитаций существует расширенный ритуал одевания:

- перед первым дзадзен, в начале дня, кеса или ракуса не одевается. Они (или кеса или ракуса) приносятся с собой в зал Дхармы и кладутся перед собой на время медитации в сложенном виде. По окончанию медитации все монахи, не выходя из позиции дзадзен, дву­мя руками кладут кесу или ракусу на голову, складывают руки в поклон (гашо) и в таком положении все вместе троекратно вслух читают сутру (молитву) «Кеса»:

Святой убор Вселенной,

Платье Освобожденья,

Благословенно поле без формы.

Жажду освободить всех Существ,

одевая Наставления Будды.

(перевод Александры Рымарь)

-  после этого следует процесс одевания;

-  перед каждой последующей медитацией ракуса или кеса кладется на голову. Сутра «Кеса» три раза произносится монахом/монахиней про себя, потом одеяние надевается.

8.  Монашеское одеяние демонстрирует аскетический образ жизни. Монаху/монахине разрешено иметь только один комплект одежд.

9.  Основным принципом формирования адаптивного внешнего образа монахов/ монахинь-буддистов в сангхе является принцип невилировки внешнего вида монахов по полу, возрасту, индивидуальности.

10. Отслежены следующие технологические изменения в изготовлении и выборе одеяний современными монахами:

-  большая вариативность в используемом сырье материала, идущего на одеяние. Сейчас ши­роко применяются смесовые, синтетические и искусственные ткани (вместо натуральных);

-  при сохранении традиционного цветового решения одежд, распространено исполь­зование ткани с фабричной окраской анилиновыми красителями (вместо архаичных на­туральных).

11. Отмечена разная степень эстетизации в подходе к индивидуальному изготовлению (выбору) монахом одежды:

-  доступность исполнения, то есть, использование легко доступного материала по цвету, сырью;

-  очень тщательный выбор ткани и цвета, стремление к эстетизированной достоверности в копировании канонизированного образца по: материалу (натуральное сырье, домотканина); окраске (натуральными красителями);

- эстетизация декора или элементов одежды («заплаты», эффект старения ткани как
доказательство продолжительности практики и аскезы).

В результате анализа перечисленных фактов, можно сделать обобщающий вывод, что монашеское одеяние и на сегодняшний день является одним из элементов нравственно-духовного воспитания монахов-буддистов тхеравадинской, махаянской (тибетской) и япон­ской (сото-дзен) традиций.

1 Тхеравада (произносится как т’эра-вада) или «учение старейших» - одно из направлений буддизма, также называемый южный буддизм. В течение множества веков буддизм Тхеравада является основной религией в континентальной части юго-восточной Азии (Таиланд, Бирма, Камбоджа и Лаосе) и на Шри-Ланке. Сегодня в мире насчитывается около 100 миллионов буддистов Тхеравады. Последние несколько десятков лет уче­ние Тхеравады начало распространяться и в западные страны. Махаяна (буквально Великая колесница) - одно из основных направлений буддизма. Махаяна распро­странена в гималайском регионе, Тибете, Монголии, Вьетнаме и на территории Российской Федерации (Бурятия, Калмыкия, Тыва и ряд других регионов).

Сото-дзен - японская традиция дзен-буддизма, распространена в Японии, в Европе существуют монастыри в Польше и во Франции; основная масса монахов живет около монастыря и приходит в монастырь на практику.

2 Буддийский монашеский кодекс. Перевод и объяснение учебных правил Пратимокши. Сокращенный перевод А. Гунского по книге Thanissaro Bhikkhu «Buddhist Monastic Code of Discipline”. Раздел Секхия (правила поведения).

3 Виная питака объединяет четыре раздела: Суттавибханга, Кхандхака (Махавагга), избранное из Махавагги, Кхандхака (Чулавагга), Паривара.

4 Сангха (санскр., дословно «общество») - будд, община. членами которой являются монахи (биккху) или монахини (биккхуни).

5 Васса-привилегии - привилегия для монахов, осуществивших трехмесячное пребывание в одном мона­стыре, распространяющаяся на распределение ткани и одежды пожертвованной в этот монастырь в период дождей.

Катхина-привилегии - привилегия для участия монахов в церемонии, во время которой принимаются подарки ткани от мирян, с последующим совместным изготовлением одежды до рассвета следующего дня. После участия в такой церемонии монахи получают право на катхина-привилегии еще на четыре месяца. После изготовления одежды катхина-привилегия не нействительна. Если же монах закончил изготовление одежды, а ему преподносят кусок ткани, он может принять его, если пожелает. В этом случае необходимо немедленно изготовить из нее предмет одежды. Если ткани недостаточно, монах имеет право хранить кусок ткани с целью восполнить недостаток не более месяца, «катхина» означает раму, на которую натягивалась ткань во время изготовления одежды.

6 «локоть Сугаты» - около 25 см. Это правило относится к верхней одежде

7 Дхарма патриархов - кашая.

8 Путь к Пробуждению. Главные сочинения наставника Дзен Догена. Под редакцией Кадзуки Танахиси. СПб. Евразия, 2001, С.124

9 Кашая или кеса (англ. «kesaya», санскр. «kashaya») - накидка из полос (5- повседневная у каждого монаха, 7 - повседневная у мастера, 9 - у мастера на церемонии вновь посвященных в монахи). Шьется по образцу самим будущим монахом вручную определенными стежками. С ней связаны определенные ритуалы во время одевания и снимания.

10 Путь к Пробуждению. Главные сочинения наставника Дзен Догена. Под редакцией Кадзуки Танахиси. СПб. Евразия, 2001, С.123

11 Линия преемственности - линия передачи Учения - указание имен от Будды до….

12 Ракусу - маленькая походная кеса, также выполняемая вручную. Имеет шелковый подклад, на котором мастер пишет имя посвящения и линию преемственности мастеров от Будды до себя.

13 Здесь имеется ввиду то, что снимается кеса или ракуса, остальное одеяние остается.

14 Знак «сото» (произношение с ударением на второй слог) - символ традиции сото-дзен, геометрический символ, который вышивается контрастным цветом на кесе и ракусе.

Список использованной литературы:

1. Буддийский монашеский кодекс.Перевод и объяснение учебных правил Пратимокши.Сокращенный перевод А. Гунскогопо книге Thanissaro Bhikkhu «Buddhist Monastic Code of Discipline”.

2. Путь к Пробуждению. Главные сочинения наставника Дзен Догена. Под редакцией Кадзуки Танахиси. СПб. Евразия, 2001, С. 122-147.

3. Роберт Фишер. Искусство буддизма. Москва; Слово, 2001.

4. Стависский Б. Я. Судьбы буддизма в Средней Азии. Москва: «Восточная литература» РАН, 1998.

5. Буддизм: словарь, ред. Жуковская Н. Л., Москва: «Республика», 1992.

6. Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь. СПб; Амфора, 2002.

7. Листопадов Н.А. Бирма. Страна к югу от гору Меру. - М.: Институт востоковедения РАН, 2002.

8. Ajahn Chah Being Dharma. The Essence of the Buddha’s Teachings. / Translated by Paul Breiter/ Boston -London. Shambala. 2001.

9. Ajahn Sumedho The Way it is -. Bangkok - Thailand. 2000.

10. Ajahn Sumedho Cittaviveka. Teachening from the Silent Mind.. Amaravati publions. 2000.

Старовойтова Е. Н.

Журнал «Буддизм России»

№42/2009

Метки:монашеское одеяние, монашество, Тэло Тулку Ринпоче

Связанные записи



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Одежда буддистских монахов Религии Мира. Портал о мировых Как ухаживать за кожей при расширенных порах

Одежда у монахов буддистов Одежда у монахов буддистов Одежда у монахов буддистов Одежда у монахов буддистов Одежда у монахов буддистов Одежда у монахов буддистов