Закрыть ... [X]

Контроль качества самостоятельной работы

Социально-экономическая трансформация  и социокультурная модернизация выдвигают образование в центр осмысления реалий и перспектив казахстанского общества. Необходимость качественного образования побуждает к поиску новых подходов, к оценке его эффективности и основных направлений модернизации, учитывающих взаимодействие внутренних  закономерностей формирования и развития образовательных систем с внешними законами, функционирования и развития их системного окружения – социума, экономики, государства, цивилизации. Отечественное образование нацелено на создание механизма устойчивого развития системы образования в соответствии с требованиями  21 века, социальными и экономическими потребностями общества, запроса личности.

Современный специалист должен уметь трансформировать приобретённые знания в инновационные контроль качества самостоятельной работы технологии и работать в команде, обладать навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации [1]. В связи с этим, усвоение студентами определённой системы знаний и профессиональных умений является недостаточным, появляется потребность осуществлять поворот к обучению, учитывающему индивидуально-психологические возможности каждого обучающегося. Реализация этой цели предполагает, что учебный процесс должен приобретать характер самостоятельного труда студентов, вне самостоятельной работы нельзя подготовить активную личность специалиста, необходимого современному обществу и производству.

Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующее:

1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к  выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходимо выполняемая работа.

Другим вариантом использования факторов полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке на занятиях. Так, например, если студент получил задание на дипломную работу на одном из младших курсов, он может выполнять самостоятельные задания различного характера, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу.

2. Участие студентов в творческой деятельности это может быть участие в различных акциях, мероприятиях, конференциях посвящённых теме занятия.

3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельские игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям о дисциплине, его моделирования с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходе являются деловые и ситуационные формы занятий, в том числе с использованием ЭВМ.

4. Участие в олимпиадах по дисциплине, конкурсах, научно-исследовательских или прикладных работ.

5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определённых условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студентов.

6. Поощрение студентов за успехи в учёбе и творческой деятельности(стипендии, премирования, поощрительные баллы) и санкции за плохую учёбу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае её снижать.

7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и в не её, постоянное их обновление.

8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь самостоятельной, является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

9. Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение («метод погружения»). Это метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач. 

Изучение дисциплин должно осуществляться таким образом, чтобы основной акцент делался на самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа студентов – это активные формы индивидуальной и коллективной деятельности, направленные на закрепление пройденного материала, формирование умений и навыков быстро решать поставленные задачи. Самостоятельная работа студентов предполагает не пассивное «поглощение» готовой информации, а ее поиск и творческое усвоение. Самостоятельная работа призвана подготовить студентов к самостоятельной деятельности в будущем [2].

Самостоятельная работа подразделяется на два вида: на самостоятельную работу студента под руководством преподавателя и на самостоятельную работу студента.

Самостоятельная работа студента (СРС) - самостоятельное изучение определенного перечня  тем и выполнение заданий к ним в соответствии с рекомендуемой преподавателем учебно-методической литературой, методическими разработками и рабочими учебными программами.

Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (СРСП) - составная часть самостоятельной работы студента, выполняемая под руководством преподавателя согласно расписанию учебных занятий.

Самостоятельная работа студента является важной составляющей учебного процесса, направленной на повышение качества, глубины и прочности получаемых знаний при изучении конкретной дисциплины учебного плана, формирование у студентов потребности к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию, в том числе и в последующей профессиональной деятельности.

Организация самостоятельной работы студента предполагает установление ее взаимосвязи  с различными формами  организации учебного процесса, а именно:

  • четкое определение места самостоятельной работы студента при изучении конкретных тем дисциплины;
  • направленность лекционных и практических  занятий на самостоятельную работу студента;
  • выбор  формы, вида и метода организации  самостоятельной работы студента;

сочетание самостоятельной работы студента с различными формами занятий [3]. 

В ходе самостоятельной работы студент  выступает  как активный участник учебного процесса и приобретает навыки свободного критического и креативного мышления, умения аргументировать и отстаивать свою позицию.

СРС организуется по каждой дисциплине учебного плана с учетом основных разделов рабочей учебной программы (силлабуса). В ходе самостоятельной работы студент может освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т. д.); закрепить знание теоретического материала, используя необходимый инструментарий практическим путем (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки); применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т. д.); применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции, теории, модели (написание выпускной работы, научно-исследовательской работы студента).

СРСП проводится в форме выделения определенных тем дисциплины с достаточным методическим обеспечением, рекомендациями основной учебной литературы. Формы контроля: написание рефератов, составление обзоров, тестовый и программированный контроль, анализ переводов с иностранного языка, работа в студенческих научных кружках и др.

Контроль СРС может носить письменную и устную формы, направленные на достижение конечного результата, и проводится на СРСП.

Виды самостоятельной работы студентов, их трудоемкость в часах, форма и сроки контроля регламентируются в соответствующих разделах рабочей учебной программы по каждой дисциплине.

Выбор формы и вида самостоятельной работы студента по каждой дисциплине проводится в соответствии со спецификой изучаемой дисциплины, ее целями и задачами, степенью сложности и актуальности, уровнем подготовки студента, трудоемкостью дисциплины.

Элементами технологии самостоятельной работы студента являются: планирование, организация самостоятельной работы, оценка и контроль выполнения, анализ и совершенствование СРС.

Преподаватель обеспечивает:

  • разработку методических материалов по организации СРС и рекомендаций по литературным источникам;
  • разработку требований к выполнению заданий, сроков и форм контроля/отчетности и  критериев оценки по каждому заданию СРС;
  • дифференцирование самостоятельной работы студентов, а также заданий по видам и степени сложности.

Основными задачами преподавателя при организации самостоятельной работы студентов являются:

  • способствовать формированию у студента навыков  самостоятельной учебной, научно-исследовательской и практической работы;
  • содействовать развитию и углублению профессиональных научных и практических интересов студентов;
  • способствовать формированию профессионально значимых качеств, знаний, умений и навыков будущего специалиста;
  • создавать условия для гармоничного творческого развития личности студента.

Содержание СРС отражается  в рабочей учебной программе дисциплины, учебно-методическом комплексе дисциплины, силлабусе с указанием объема самостоятельной работы в течение академического периода, количества и характера заданий, их трудоемкости и сроков выполнения.

Описание содержания каждого вида СРС должно включать:

  • содержание, актуальность и назначение данного вида СРС;
  • время выполнения соответствующего вида СРС;
  • требования к выполнению группового или индивидуального проекта, ситуативных заданий,  подготовке рефератов, презентаций, эссе и т.д.;
  • формы проведения, контроля и критерии оценки;
  • описание задания и формы представления отчета о его выполнении;
  • альтернативные задания, учитывающие уровень подготовки студента.

Каждый студент в первую неделю академического периода должен быть обеспечен полным пакетом методических указаний или рекомендаций по выполнению СРС на бумажном или электронном носителях, содержащим темы, цель и содержание заданий; рекомендуемую литературу; формы отчетности и график контроля; критерии оценки.

В соответствии с целевой установкой, направленной на результативность изучения дисциплины, самостоятельная работа может быть организована  как:

внеаудиторная работа, где основная роль отводится  обучающемуся (подготовка к лекционным, практическим и лабораторным занятиям, написание рефератов и докладов, подготовка презентаций, решение задач, выполнение иных домашних заданий);активная, аудиторная работа, где основная роль отводится  обучающемуся и преподавателю. Это может быть синтез домашней подготовки к занятиям и самой работы во время занятия – тренинг, диспут, деловая игра, презентации, логические задачи, кейсы и т.д.

Самостоятельная  работа студента может выполняться  в читальных залах, лингафонных, мультимедийных и иных специализированных кабинетах, компьютерных классах, учебных и исследовательских лабораториях, в организациях, учреждениях и на предприятиях соответствующего профиля и т.д.

Самостоятельная работа студента должна:

  • быть выполненной лично обучающимся или являться самостоятельно выполненной частью коллективной работы;
  • представлять собой законченную разработку (законченный этап разработки), в которой раскрываются и анализируются актуальные проблемы по определённой теме и её отдельным аспектам (актуальные проблемы изучаемой дисциплины и соответствующей сферы практической деятельности);
  • демонстрировать достаточную компетентность автора в раскрываемых вопросах;
  • иметь учебную, научную и/или практическую направленность и значимость;
  • содержать определенные элементы новизны (если это научно-исследовательская работа).

Контроль организации и реализации СРС, анализ ее результатов являются      важнейшей   ее составляющей и проводятся в соответствии с рабочей учебной программой. Все виды контроля за организацией и реализацией СРC предполагают наличие графиков консультаций, промежуточных отчетов, приема выполненных заданий СРС преподавателями,  журналов контроля СРС по отдельным дисциплинам и по курсам. Контроль за выполнением самостоятельной работы студентов осуществляется как входной контроль на аудиторных занятиях, текущий и рейтинговый контроль (тестирование, контрольные работы, коллоквиумы, подготовка рефератов, сочинений и отчетов и т.д.) в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины и оценивается в соответствии с балльно-рейтинговой системой.

В общий объем самостоятельной работы студента входит самостоятельная работа студента под руководством преподавателя. В часы СРСП следует проводить консультации по выполнению домашних заданий, курсовых проектов (работ), семестровых и контрольных работ, отчетов и других видов заданий СРС, текущий и рейтинговый контроль. Присутствие преподавателя в аудитории в течение всего времени, указанного в расписании СРСП, является обязательным.

Анализ специальной литературы, изучение вузовской документации и непосредственные наблюдения за постановкой СРС показывают, что к этой работе относят:

  • работу с учебником и другой учебной литературой;
  • знакомство с дополнительной литературой;
  • ориентацию в словарях, энциклопедиях;
  • работу с библиографией;
  • изложение своей точки зрения на коллоквиумах, семинаров;
  • конспектирование, составление тезисов аннотации, написание сочинений, рефератов, отзывов;
  • изготовление наглядных пособий и другие.

            СРС является частью учебного процесса. Поэтому задача заключается в том, чтобы превратить эту работу в деятельность по самообучению и самообразованию, то есть в организованное, педагогически направленное на подлинное творчество студентов - основу их интеллектуальной активности.

            Одним из основных принципов работы вузов стала ориентация на развитие у студентов способности к получению новой информации к научному и техническому творчеству, способности к самостоятельной активной творческой деятельности, направленной на непрерывное обновление и обогащение научного багажа. Этому должна починиться вся система организации учебной деятельности и прежде всего СРС, начиная с первого курса. А это требует от студентов постоянной работы над собой в освоении таких фундаментальных наук, как математика, физика, химия, механика, биология и др. Овладение основами этих наук является своеобразным  трамплином для самостоятельной работы, для последующей специализации, в результате которой и будут формироваться нужные для современной науки и производства динамичные, мобильные специалисты [4].

Основное отличие учебного процесса в высшей школе от учебного процесса в средней школе состоит в большем (увеличивающем с каждым годом) удельном весе самостоятельной работе студентов (СРС). Только систематическая, регулярная работа (самостоятельная работа) над учебным материалом дает настоящие прочные знания, приучает к самостоятельному мышлению и, таким образом, закладывает основы для дальнейшей творческой работы.

Особое значение в развитии познавательной активности студентов в обучении имеет самостоятельная работа, являющаяся составной частью учебно-воспитательного процесса в вузе. С развитием науки и техники с резким возрастанием потока информации будет возрастать роль самостоятельной работы  в подготовке специалистов.

Организаци СРС осуществляется в соответствии с основными нормативными документами вуза( рабочие программы, материалы для СРС) [5].

  Самостоятельная  работа может осуществляться и в индивидуальной деятельности, и в групповой деятельности студентов во врем аудиторных и внеаудиторных занятий.

            При планировании самостоятельной деятельности необходимо соблюдать ряд принципов: принцип самостоятельности, принцип творческой направленности, принцип личностных образовательных инициатив, принцип комплексного подхода, принцип целевого планирования, принцип личностно – деятельностного подхода.

В последние годы в системе образования РК активно отрабатываются реформационные процессы, инициированные общемировыми тенденциями к глобализации и акцентами   на развитие высоких технологий,  и логикой идущих в стране преобразований.

О стремлении к радикальному реформированию этой системы свидетельствует ряд нормативных документов, принятых руководством страны: Стратегия развития образования в РК,  Концепция об образовании в РК, Закона об образовании в РК, Концепция высшего педагогического образования педагога новой формации и т.д.

Главной целью образования,  установленной Государственной программой,  является не просто получение знаний,  умений и навыков,  а основанная на них личная,  социальная  и профессиональная компетентность. А это значит,  что выпускник любого вуза должен уметь самостоятельно добывать,  анализировать и использовать  информацию, уметь рационально и эффективно работать в быстро изменяющемся мире. Это подталкивало коллективы учебных заведений к активизации работы по разработке и внедрению гибкой, адекватной времени системы организации образовательного процесса - трехступенчатой подготовки специалистов (бакалавр - магистр - доктор) с учетом правил кредитной системы обучения.

Первый опыт внедрения кредитной системы обучения в Казахстане показал, что одной из главных задач организации учебного процесса с использованием кредитной системы является усиление роли самостоятельной работы студентов, важность которой не вызывает сомнений, поскольку рациональное сокращение объема аудиторных занятий и перенос акцента на самостоятельную работу способствуют выработке у обучающихся способностей к самообразованию и саморазвитию, навыкам свободного критического мышления.

Главное преимущество кредитной системы, на наш взгляд,  заключается в развитии у студентов навыков самостоятельной работы, что будет способствовать росту творческой активности  и самостимуляции в освоении знаний, а значит  и повышению  качества образования.

Способность к постоянному самообразованию абсолютно необходима специалисту, она формируется в годы обучения.

Необходимость совершенствования организации и управления СРС обусловлена социальным заказом нашего общества.

СРС в вузе является важнейшим этапом всего процесса обучения и в значительный мере определяет качество подготовки специалистов. Совершенство организации—одно из важнейших направлений в научной организации всего процесса обучения и воспитания в высшей школе. Только в процессе самостоятельной работы   студент овладевает знаниями, умениями и навыками, обогащает свою память, осмысливает понятия, проникает в суть явлений. В самостоятельном поиске, размышлении завершается формирование научных взглядов и убеждений, развиваются познавательные, творческие и профессиональные способности.

Основную работу по овладению знаниями студенты должны проделать самостоятельно. Вуз может выпустить вполне сформированного специалиста. Надо готовить людей, овладевших методами самостоятельной работы, умеющих сочетать теорию и практику.

Выработка умения учиться исключительно важна не только для правильной организации СРС, но и для предупреждения перегрузки обучаемого учебными занятиями, постановки всего учебного процесса в вузе на научной основе. Перегрузка обучаемых чаще всего возникает из-за несформированности навыков рациональной организации учебного труда.

Нельзя рассчитывать на успех, если обучаемый не овладеет навыками рациональной организации учебной деятельности, не умеет работать самостоятельно. Именно поэтому мы считаем необходимым условием обучения по кредитной сиситеме тщательное изучение вопроса организации самостоятельной работы студентов.

Социально-экономическая трансформация  и социокультурная модернизация выдвигают образование в центр осмысления реалий и перспектив казахстанского общества. Необходимость качественного образования побуждает к поиску новых подходов, к оценке его эффективности и основных направлений модернизации, учитывающих взаимодействие внутренних  закономерностей формирования и развития образовательных систем с внешними законами, функционирования и развития их системного окружения – социума, экономики, государства, цивилизации. Отечественное образование нацелено на создание механизма устойчивого развития системы образования в соответствии с требованиями  21 века, социальными и экономическими потребностями общества, запроса личности.

Современный специалист должен уметь трансформировать приобретённые знания в инновационные технологии и работать в команде, обладать навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации [1]. В связи с этим, усвоение студентами определённой системы знаний и профессиональных умений является недостаточным, появляется потребность осуществлять поворот к обучению, учитывающему индивидуально-психологические возможности каждого обучающегося. Реализация этой цели предполагает, что учебный процесс должен приобретать характер самостоятельного труда студентов, вне самостоятельной работы нельзя подготовить активную личность специалиста, необходимого современному обществу и производству.

Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующее:

1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к  выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходимо выполняемая работа.

Другим вариантом использования факторов полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке на занятиях. Так, например, если студент получил задание на дипломную работу на одном из младших курсов, он может выполнять самостоятельные задания различного характера, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу.

2. Участие студентов в творческой деятельности это может быть участие в различных акциях, мероприятиях, конференциях посвящённых теме занятия.

3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельские игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям о дисциплине, его моделирования с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходе являются деловые и ситуационные формы занятий, в том числе с использованием ЭВМ.

4. Участие в олимпиадах по дисциплине, конкурсах, научно-исследовательских или прикладных работ.

5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определённых условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студентов.

6. Поощрение студентов за успехи в учёбе и творческой деятельности(стипендии, премирования, поощрительные баллы) и санкции за плохую учёбу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае её снижать.

7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и в не её, постоянное их обновление.

8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь самостоятельной, является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

9. Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение («метод погружения»). Это метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач. 

Изучение дисциплин должно осуществляться таким образом, чтобы основной акцент делался на самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа студентов – это активные формы индивидуальной и коллективной деятельности, направленные на закрепление пройденного материала, формирование умений и навыков быстро решать поставленные задачи. Самостоятельная работа студентов предполагает не пассивное «поглощение» готовой информации, а ее поиск и творческое усвоение. Самостоятельная работа призвана подготовить студентов к самостоятельной деятельности в будущем [2].

Самостоятельная работа подразделяется на два вида: на самостоятельную работу студента под руководством преподавателя и на самостоятельную работу студента.

Самостоятельная работа студента (СРС) - самостоятельное изучение определенного перечня  тем и выполнение заданий к ним в соответствии с рекомендуемой преподавателем учебно-методической литературой, методическими разработками и рабочими учебными программами.

Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (СРСП) - составная часть самостоятельной работы студента, выполняемая под руководством преподавателя согласно расписанию учебных занятий.

Самостоятельная работа студента является важной составляющей учебного процесса, направленной на повышение качества, глубины и прочности получаемых знаний при изучении конкретной дисциплины учебного плана, формирование у студентов потребности к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию, в том числе и в последующей профессиональной деятельности.

Организация самостоятельной работы студента предполагает установление ее взаимосвязи  с различными формами  организации учебного процесса, а именно:

  • четкое определение места самостоятельной работы студента при изучении конкретных тем дисциплины;
  • направленность лекционных и практических  занятий на самостоятельную работу студента;
  • выбор  формы, вида и метода организации  самостоятельной работы студента;

сочетание самостоятельной работы студента с различными формами занятий [3]. 

В ходе самостоятельной работы студент  выступает  как активный участник учебного процесса и приобретает навыки свободного критического и креативного мышления, умения аргументировать и отстаивать свою позицию.

СРС организуется по каждой дисциплине учебного плана с учетом основных разделов рабочей учебной программы (силлабуса). В ходе самостоятельной работы студент может освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т. д.); закрепить знание теоретического материала, используя необходимый инструментарий практическим путем (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки); применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т. д.); применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции, теории, модели (написание выпускной работы, научно-исследовательской работы студента).

СРСП проводится в форме выделения определенных тем дисциплины с достаточным методическим обеспечением, рекомендациями основной учебной литературы. Формы контроля: написание рефератов, составление обзоров, тестовый и программированный контроль, анализ переводов с иностранного языка, работа в студенческих научных кружках и др.

Контроль СРС может носить письменную и устную формы, направленные на достижение конечного результата, и проводится на СРСП.

Виды самостоятельной работы студентов, их трудоемкость в часах, форма и сроки контроля регламентируются в соответствующих разделах рабочей учебной программы по каждой дисциплине.

Выбор формы и вида самостоятельной работы студента по каждой дисциплине проводится в соответствии со спецификой изучаемой дисциплины, ее целями и задачами, степенью сложности и актуальности, уровнем подготовки студента, трудоемкостью дисциплины.

Элементами технологии самостоятельной работы студента являются: планирование, организация самостоятельной работы, оценка и контроль выполнения, анализ и совершенствование СРС.

Преподаватель обеспечивает:

  • разработку методических материалов по организации СРС и рекомендаций по литературным источникам;
  • разработку требований к выполнению заданий, сроков и форм контроля/отчетности и  критериев оценки по каждому заданию СРС;
  • дифференцирование самостоятельной работы студентов, а также заданий по видам и степени сложности.

Основными задачами преподавателя при организации самостоятельной работы студентов являются:

  • способствовать формированию у студента навыков  самостоятельной учебной, научно-исследовательской и практической работы;
  • содействовать развитию и углублению профессиональных научных и практических интересов студентов;
  • способствовать формированию профессионально значимых качеств, знаний, умений и навыков будущего специалиста;
  • создавать условия для гармоничного творческого развития личности студента.

Содержание СРС отражается  в рабочей учебной программе дисциплины, учебно-методическом комплексе дисциплины, силлабусе с указанием объема самостоятельной работы в течение академического периода, количества и характера заданий, их трудоемкости и сроков выполнения.

Описание содержания каждого вида СРС должно включать:

  • содержание, актуальность и назначение данного вида СРС;
  • время выполнения соответствующего вида СРС;
  • требования к выполнению группового или индивидуального проекта, ситуативных заданий,  подготовке рефератов, презентаций, эссе и т.д.;
  • формы проведения, контроля и критерии оценки;
  • описание задания и формы представления отчета о его выполнении;
  • альтернативные задания, учитывающие уровень подготовки студента.

Каждый студент в первую неделю академического периода должен быть обеспечен полным пакетом методических указаний или рекомендаций по выполнению СРС на бумажном или электронном носителях, содержащим темы, цель и содержание заданий; рекомендуемую литературу; формы отчетности и график контроля; критерии оценки.

В соответствии с целевой установкой, направленной на результативность изучения дисциплины, самостоятельная работа может быть организована  как:

внеаудиторная работа, где основная роль отводится  обучающемуся (подготовка к лекционным, практическим и лабораторным занятиям, написание рефератов и докладов, подготовка презентаций, решение задач, выполнение иных домашних заданий);активная, аудиторная работа, где основная роль отводится  обучающемуся и преподавателю. Это может быть синтез домашней подготовки к занятиям и самой работы во время занятия – тренинг, диспут, деловая игра, презентации, логические задачи, кейсы и т.д.

Самостоятельная  работа студента может выполняться  в читальных залах, лингафонных, мультимедийных и иных специализированных кабинетах, компьютерных классах, учебных и исследовательских лабораториях, в организациях, учреждениях и на предприятиях соответствующего профиля и т.д.

Самостоятельная работа студента должна:

  • быть выполненной лично обучающимся или являться самостоятельно выполненной частью коллективной работы;
  • представлять собой законченную разработку (законченный этап разработки), в которой раскрываются и анализируются актуальные проблемы по определённой теме и её отдельным аспектам (актуальные проблемы изучаемой дисциплины и соответствующей сферы практической деятельности);
  • демонстрировать достаточную компетентность автора в раскрываемых вопросах;
  • иметь учебную, научную и/или практическую направленность и значимость;
  • содержать определенные элементы новизны (если это научно-исследовательская работа).

Контроль организации и реализации СРС, анализ ее результатов являются      важнейшей   ее составляющей и проводятся в соответствии с рабочей учебной программой. Все виды контроля за организацией и реализацией СРC предполагают наличие графиков консультаций, промежуточных отчетов, приема выполненных заданий СРС преподавателями,  журналов контроля СРС по отдельным дисциплинам и по курсам. Контроль за выполнением самостоятельной работы студентов осуществляется как входной контроль на аудиторных занятиях, текущий и рейтинговый контроль (тестирование, контрольные работы, коллоквиумы, подготовка рефератов, сочинений и отчетов и т.д.) в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины и оценивается в соответствии с балльно-рейтинговой системой.

В общий объем самостоятельной работы студента входит самостоятельная работа студента под руководством преподавателя. В часы СРСП следует проводить консультации по выполнению домашних заданий, курсовых проектов (работ), семестровых и контрольных работ, отчетов и других видов заданий СРС, текущий и рейтинговый контроль. Присутствие преподавателя в аудитории в течение всего времени, указанного в расписании СРСП, является обязательным.

Анализ специальной литературы, изучение вузовской документации и непосредственные наблюдения за постановкой СРС показывают, что к этой работе относят:

  • работу с учебником и другой учебной литературой;
  • знакомство с дополнительной литературой;
  • ориентацию в словарях, энциклопедиях;
  • работу с библиографией;
  • изложение своей точки зрения на коллоквиумах, семинаров;
  • конспектирование, составление тезисов аннотации, написание сочинений, рефератов, отзывов;
  • изготовление наглядных пособий и другие.

            СРС является частью учебного процесса. Поэтому задача заключается в том, чтобы превратить эту работу в деятельность по самообучению и самообразованию, то есть в организованное, педагогически направленное на подлинное творчество студентов - основу их интеллектуальной активности.

            Одним из основных принципов работы вузов стала ориентация на развитие у студентов способности к получению новой информации к научному и техническому творчеству, способности к самостоятельной активной творческой деятельности, направленной на непрерывное обновление и обогащение научного багажа. Этому должна починиться вся система организации учебной деятельности и прежде всего СРС, начиная с первого курса. А это требует от студентов постоянной работы над собой в освоении таких фундаментальных наук, как математика, физика, химия, механика, биология и др. Овладение основами этих наук является своеобразным  трамплином для самостоятельной работы, для последующей специализации, в результате которой и будут формироваться нужные для современной науки и производства динамичные, мобильные специалисты [4].

Основное отличие учебного процесса в высшей школе от учебного процесса в средней школе состоит в большем (увеличивающем с каждым годом) удельном весе самостоятельной работе студентов (СРС). Только систематическая, регулярная работа (самостоятельная работа) над учебным материалом дает настоящие прочные знания, приучает к самостоятельному мышлению и, таким образом, закладывает основы для дальнейшей творческой работы.

Особое значение в развитии познавательной активности студентов в обучении имеет самостоятельная работа, являющаяся составной частью учебно-воспитательного процесса в вузе. С развитием науки и техники с резким возрастанием потока информации будет возрастать роль самостоятельной работы  в подготовке специалистов.

Организаци СРС осуществляется в соответствии с основными нормативными документами вуза( рабочие программы, материалы для СРС) [5].

  Самостоятельная  работа может осуществляться и в индивидуальной деятельности, и в групповой деятельности студентов во врем аудиторных и внеаудиторных занятий.

            При планировании самостоятельной деятельности необходимо соблюдать ряд принципов: принцип самостоятельности, принцип творческой направленности, принцип личностных образовательных инициатив, принцип комплексного подхода, принцип целевого планирования, принцип личностно – деятельностного подхода.

В последние годы в системе образования РК активно отрабатываются реформационные процессы, инициированные общемировыми тенденциями к глобализации и акцентами   на развитие высоких технологий,  и логикой идущих в стране преобразований.

О стремлении к радикальному реформированию этой системы свидетельствует ряд нормативных документов, принятых руководством страны: Стратегия развития образования в РК,  Концепция об образовании в РК, Закона об образовании в РК, Концепция высшего педагогического образования педагога новой формации и т.д.

Главной целью образования,  установленной Государственной программой,  является не просто получение знаний,  умений и навыков,  а основанная на них личная,  социальная  и профессиональная компетентность. А это значит,  что выпускник любого вуза должен уметь самостоятельно добывать,  анализировать и использовать  информацию, уметь рационально и эффективно работать в быстро изменяющемся мире. Это подталкивало коллективы учебных заведений к активизации работы по разработке и внедрению гибкой, адекватной времени системы организации образовательного процесса - трехступенчатой подготовки специалистов (бакалавр - магистр - доктор) с учетом правил кредитной системы обучения.

Первый опыт внедрения кредитной системы обучения в Казахстане показал, что одной из главных задач организации учебного процесса с использованием кредитной системы является усиление роли самостоятельной работы студентов, важность которой не вызывает сомнений, поскольку рациональное сокращение объема аудиторных занятий и перенос акцента на самостоятельную работу способствуют выработке у обучающихся способностей к самообразованию и саморазвитию, навыкам свободного критического мышления.

Главное преимущество кредитной системы, на наш взгляд,  заключается в развитии у студентов навыков самостоятельной работы, что будет способствовать росту творческой активности  и самостимуляции в освоении знаний, а значит  и повышению  качества образования.

Способность к постоянному самообразованию абсолютно необходима специалисту, она формируется в годы обучения.

Необходимость совершенствования организации и управления СРС обусловлена социальным заказом нашего общества.

СРС в вузе является важнейшим этапом всего процесса обучения и в значительный мере определяет качество подготовки специалистов. Совершенство организации—одно из важнейших направлений в научной организации всего процесса обучения и воспитания в высшей школе. Только в процессе самостоятельной работы   студент овладевает знаниями, умениями и навыками, обогащает свою память, осмысливает понятия, проникает в суть явлений. В самостоятельном поиске, размышлении завершается формирование научных взглядов и убеждений, развиваются познавательные, творческие и профессиональные способности.

Основную работу по овладению знаниями студенты должны проделать самостоятельно. Вуз может выпустить вполне сформированного специалиста. Надо готовить людей, овладевших методами самостоятельной работы, умеющих сочетать теорию и практику.

Выработка умения учиться исключительно важна не только для правильной организации СРС, но и для предупреждения перегрузки обучаемого учебными занятиями, постановки всего учебного процесса в вузе на научной основе. Перегрузка обучаемых чаще всего возникает из-за несформированности навыков рациональной организации учебного труда.

Нельзя рассчитывать на успех, если обучаемый не овладеет навыками рациональной организации учебной деятельности, не умеет работать самостоятельно. Именно поэтому мы считаем необходимым условием обучения по кредитной сиситеме тщательное изучение вопроса организации самостоятельной работы студентов.


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Организация самостоятельной работы курсантов с Моей людочке открытка

Контроль качества самостоятельной работы Контроль качества самостоятельной работы Контроль качества самостоятельной работы Контроль качества самостоятельной работы Контроль качества самостоятельной работы Контроль качества самостоятельной работы

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ